FP (artemorte) wrote,
FP
artemorte

Categories:

боги и герои барокко

hgr: почему наши театры -- во всем мире -- забиты репертуаром 19-го века, а не барокко?

Вот опера Люлли "Персей" (1682, целиком): https://www.youtube.com/watch?v=vpORinLnFug

...это было в том веке, когда люди еще умели разговаривать по-французски, но уже как раз тогда появилось слово "грассировать", что значит "говорить грубо" (grasser от gras), т.е. неправильно. подразумевалось -- не уметь правильно выговаривать букву "р". а уже в 18 веке французы стали произносить вместо нормального "р" что-то вроде грузинского и армянского gh, а в 19 -- то, что мы слышим теперь. но правильное произношение еще сохраняется в некоторых деревнях и в хорошей опере, где до сих пор стараются петь так, как пели при дворе Короля-Солнце (Люлли был придворным композитором Людовика 14).

Вот финальная сцена второго акта:



божества подземного, наземного и воздушного мира вооружают Персея на подвиг: первые выковывают меч (этого в ролике нет; см. полную версию), наземные приносят щит, в котором будет потом отражаться Медуза, а воздушные -- шлем-невидимку. потом спускается Меркурий (знатоки архитектуры барочных церквей могут узнать, откуда взялись облачка, в которых над царскими вратами барочных иконостасов упаковывают Всевидящее Око в масонском треугольнике; но здесь-то как раз всё используется по назначению) и исполняет следующую арию, обращаясь к Персею на "Вы", как и положено добрым французам (а в финале акта там останется одна Андромеда):

MERCURE, & LES CHŒURS DES CYCLOPES, DES NYMPHES GUERRIERES, & DES DIVINITEZ INFERNALES.
Que l'Enfer, la Terre et les Cieux,
Que tout l'Univers favorise
Vostre genereuse Entreprise.
Que l'Enfer, la Terre & les Cieux,
Que tout l'Univers favorise
Le Fils du plus puissant des Dieux.
[sic! Dieux -- с большой буквы в издании :-)]

Vôtre Conduite à mes Soins est Commise,
L'impatience éclate dans vos yeux;
La gloire que vous est promise
Ne peut plus Souffrir de remise,
Suivez-moy, partons de ces lieux.


МЕРКУРИЙ И ХОРЫ ЦИКЛОПОВ, НИМФ-ВОИТЕЛЬНИЦ И БОЖЕСТВ ТАРТАРА:
Аид, Земля и Небеса,
Вся Вселенная да благоприятствует
Вашему смелому делу.
Аид, Земля и Небеса,
Вся Вселенная да благоприятствует
Сыну самого могущественного из Богов.

Вручение Вас моим заботам совершено,
Нетерпение блестит у Вас в глазах;
Обещанная Вам слава
Больше не терпит отлагательства.
За мной, пойдем отсюда.


любители Чайковского и Верди могут недоумевать, зачем нужны эти дурацкие разборки языческих богов, примитивные аллегории (Людовик 14 -- Персей, его новая супруга -- Андромеда, Медуза -- король Испании и т.п.), и это при полном отсутствии "психологических мотиваций". им, может быть, кажется, что совершить подвиги и убить, кого следует, и за это получить, что в таких случаях причитается (образом этого тут служит Андромеда), -- это недостаточная психологическая мотивация. а, по-моему, это единственная здоровая психологическая мотивация. лучше может быть только христианская аскетика. но даже и аскетика пользуется тем же языком тех же аллегорий, включительно до Песни Песней.

просто эти сухие и элегантные рациональные аллегории дают место символизму любого уровня глубины, до христианской мистики включительно. мое устойчивое убеждение -- что не нужно искусство, если оно не о богах и не о героях. всеми остальными должно заниматься естествознание, которое никак не менее интересное, чем искусство, но путать предметы одного и другого неправильно.

музыку барокко я всегда любил. и оперы тоже. с богами и героями там было всегда всё в порядке... всё это очень похоже на чин торжественного богослужения, особенно архиерейского (который, как мы знаем, понабрался от придворного ритуала и театра). понятно, что тут будет малость посложнее, т.к. на профессиональное исполнение рассчитано.

* * *
В финале оперы звучит ария Венеры Mortels, vivez en paix (Смертные, живите мирно...): триумф Персея и таинство венчания брака Персея и Андромеды. хор и вообще все поют:

Heros Victorieux,
Andromede est à vous.

Победоносный герой,
Андромеда -- Ваша.


вот в этом и состоит единственно правильно психологическое обоснование, что бы ни подразумевалось тут под Андромедой.
Tags: арт+морт, аскетика
Subscribe

  • Анатомия души

    ivanov_petrov: Экспериментальное естествознание выкинуло средневековый метод инстроспекции из науки и сосредоточилось на объективных…

  • без соплей

    antoin: Мемуары XX века и Ренессанса Главное, что отличает мемуары солдат Ренессанса от большинства мемуаров солдат XX века — это…

  • Антич. этика

    Оригинал взят у mestr81 в Добродетели Любопытная вещь. У греков были четыре главных добродетели. Платон выделил, Аристотель закрепил и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments